Как улучшить память подростку – полезные советы

Подростковые особенности внимания, памяти и мышления

Если раньше ребенок всё запоминал больше механически, то теперь ситуация меняется. Мышление подростка развивается очень быстро. К возрасту 13 лет он хорошо мыслит логически, умеет строить гипотезы, уверенно использует абстрактные понятия. Полностью становление этих психических процессов завершается к 16 годам.

У подростка преобладает логическая, смысловая память. Так же она становится более произвольной. А механическая память напротив, снижается.

https://www.youtube.com/watch?v=2Her0UfS3Ds

Это может быть непривычно для ребёнка. Ведь раньше было по-другому. Всё запоминалось будто «само собой» или он «зубрил» и было отлично. Говоря простыми словами – теперь для того, чтобы запомнить информацию, ему нужно захотеть это сделать и понять смысл.

Большая проблема в том, что в школах часто делается упор именно на зубрёжку. Дети чаще пользуются механической памятью. Отсюда большое количество жалоб на плохую память подростков.

Внимание подростка тоже выходит на совершенно новый уровень. В этом возрасте школьники способны сознательно концентрироваться на неинтересном задании. Могут – не значит делают. Тут речь идёт именно о физических способностях. А другая особенность подростков – эмоциональность, впечатлительность, не дают на долго сконцентрироваться на неинтересном объекте.

Если у подростка резко ухудшилась память, стоит обратиться к врачу.

Как заниматься развитием памяти и улучшать память?

Как улучшить память подростку – полезные советы

Вывод один – память школьника имеет много возможностей. Осталось правильно их использовать.

Вот несколько советов:

Альтернативные способы запоминания.
Например, мнемотехника – создание ассоциативных образов для лучшего запоминания объектов.

Обучение структурированию информации.
Таких, как создание “интеллектуальных карт” или других.

Правильное питание и здоровый образ жизни.
Это залог здоровья и развития мозга.

Повышение мотивации и осознанности.
Нужно что-то запомнить? Начни с того, чтобы понять “зачем?”

Хобби.
Нужно, чтобы подростку было чем заняться помимо учебы. Это смена деятельности и ведущего типа мышления. Спорт, творческие занятия, альтернативное обучение – всё, где придётся мыслить иначе.

Тренировки мозга на практике

Как улучшить память подростку – полезные советы

Решение головоломок
Это – отличный способ быстро концентрироваться. Если решать головоломки на время, можно научиться справляться с поставленной задачей в максимально сжатые сроки.

Цветные слова
Наверняка многие видели картинку, где цвет слов не совпадает с их окраской – слово желтый написано красным цветом. Задача – как можно быстрее назвать цвет слов. Это упражнение направлено на развитие внимательности и считается одним из самых эффективных.

Алогичная цепочка
Написано 20 слов. За 1,5 минуты запомнить максимальное количество слов и воспроизвести их по порядку. Слова между собой абсолютно никак не связаны. Чем выше ваш результат, тем лучше память. При регулярных тренировках результат налицо.

Наизусть
Простой, но работающий метод. Стихи, песни, сюда же, пересказы книг и фильмов. Память скажет вам «спасибо». И будет возможность блеснуть своими знаниями практически при любой жизненной ситуацией.

Кстати, можно эти тренировки сделать хорошими семейными традициями и развиваться вместе! Так тренировки памяти станут проще проще и веселее!

Курсы по развитию памяти в центре К.О.Т.

Занятия дома – полезны и эффективны. Однако, не единственный. В тренинговом центре К.О.Т. разработан специальный курс “Развиваем внимание и память”. Программа учитывает все особенности мышления подростков.

Обязательная и очень важная часть программы – диагностика. У каждого человека есть тип памяти, который развит в Большей степени. И при тренировке запоминания стоит учитывать это. Конечно, работать стоит со всеми его типами, но, если делать акцент на сильные стороны, эффект всегда будет лучше.

По итогам диагностики и занятий наши специалисты строят индивидуальную стратегию тренировки памяти для каждого участника и дают практические рекомендации школьникам и родителям.

Ответьте сейчас на несколько вопросов теста. Вы узнаете, легко ли вашему ребенку запоминать информацию.

Упражнение 1

Данное упражнение довольно простое и хорошо подходит для разминки. Вы (я обращаюсь к родителям) называете букву, а ваш ребенок должен назвать на эту букву город.

В…О…К…П…Т…У…М…У…К…Н

Упражнение 2

Второе упражнение похоже, только ваш ребенок теперь должен назвать не город, а название птицы или животного.

Г…В…Л…Т…Н…Д…И…К…Я…Е

Упражнение 3

В данном упражнении вашему ребенку уже потребуется сконцентрироваться. Ведь теперь буква, которую вы назовете, должна быть по счету второй. Например, была названа буква У. Следовательно правильным ответом будет МУЗЫКА, ПУЛЬТ или ДУБ и т.д.

ПОДРОБНОСТИ:   Аллергический дерматит у детей - как и чем лечить. Как выглядит аллергический дерматит у ребенка(фото), симптомы и отзывы родителей

А…Г…Д…Е…Л…К…О…Н…Ю…Ж

Упражнение 4

Здесь же нужно уже придумать слово, в котором названная буква будет находиться третьей по счету.

Допустим, вы назвали букву Т. Правильный ответ – ГИТАРА, СЕТКА и т.д.

Р…Н…И…Ф…А…М…Е…У…О…Г

Ноотропы для мозга

Упражнение 5

Это упражнение немного сложнее предыдущих. Здесь названная буква должна присутствовать в слове 2 раза. Например, для буквы Е правильными ответами могут быть МЕТЕОР, ВЕНЕЦИЯ и т.д.  

У…И…О…Е…А…П…Р…С…Т

Обычно для каждого упражнения даётся строго определённое время для его выполнения. Но, я считаю, это неверный подход. Берите столько времени для решения упражнения, сколько вам необходимо, но не более 5 или 6 минут. Более подробно о том, почему я против фиксированного времени, объясню чуть позже.
 

А теперь переходим к следующей группе упражнений, которые связаны с цифрами. 

Прежде чем перейти к этим упражнениям, мне бы хотелось рассказать, где и когда появились первые современные цифры. Думаю, это будет интересно вам узнать. Обычно в учебниках истории нам сообщают, что история современных цифр началась в арабских странах, но это неверно. Древние египтяне и сирийцы пользовались цифрами, которые были очень неудобны и трудны для запоминания и тем более для решения даже простых математических задач.

Как улучшить память подростку – полезные советы

Чуть позже, примерно во II веке до нашей эры, появились свои цифры и у древних китайцев, но и эти цифры также были трудны для запоминания. И только много позже, в 480 году, в Индии появились первые современные цифры. Когда арабы завоевали Индию, они и взяли эти цифры для своих математических расчётов.

Позднее, когда арабы завоевали Испанию, индийская система цифр появилась и в Европе. Но ещё несколько столетий завезённая из Индии система цифр вела «борьбу» с неудобными римскими цифрами и только в конце XVI века окончательно привилась в Европе. Видите, какая интересная история с цифрами. А сейчас переходим к упражнениям.

Упражнение 6

73926

39024

Упражнение 7

Как улучшить память подростку – полезные советы

Упражнение 8

В этом упражнении вам нужно запомнить порядковые номера и числа. Затем листком бумаги закройте все цифры слева, а справа напишите то, что вы запомнили

Чуть позже вам будут предоставлены четыре вариант, с помощью которых вам будет легче запоминать цифры.

Упражнение 9

Для этого упражнения необходимо 12-13 спичек или столько же палочек. Мама (папа) бросает на стол спички или палочки и через несколько секунд закрывает их газетой или платком. Затем вы должны сказать, сколько спичек или палочек лежит под газетой или платком.

Упражнение 10

А сейчас я попрошу родителей достать 9 монеток, но все монеты должны быть разные, допустим, 1, 5, 10, 20 и 50 копеек. Затем, не показывая детям, бросьте монеты на стол и через какое-то время накройте их платком и спросите сына (дочь). Первый вопрос: сколько монет находится под платком? Второй вопрос: какие это монеты? Если дети ответят неправильно, то повторите это упражнение ещё раз.

Как улучшить память подростку – полезные советы

Упражнение 11

Следующее упражнение необычно. Необычность заключается в том, что для решения этого упражнения нам необходимо логическое мышление. Первая верхняя строка с цифрами проста в решении, и вы выполните её без труда. Но над второй и третьей строчками вам придётся немного поразмышлять. Задача: подумайте и впишите, в клетки какие цифры подходят после цифр — 9, 14 и 19.

Ответ к этому упражнению находится в конце статьи. Но я напомню, если вы действительно хотите развить свою память, то ни в коем случае не смотрите ответ без предварительной работы.

Существуют несколько вариантов для запоминания цифр, и я хочу предложить вам четыре, на мой взгляд, самых продуктивных варианта.

Первый вариант вам хорошо знаком – это многократное повторение цифр. Единственно, что хотелось бы добавить к этому, во время повторений не отвлекайтесь, т. е. максимально сконцентрируйте своё внимание. Обычно номер телефона имеет 7 цифр, например 1896095. Первое, что посоветую, разделить эти 7 цифр на три группы, так легче запоминается — 189 60 95. Сначала запомните первые три цифры с помощью многократных повторений. Затем следующие две цифры и, наконец, последние две. А теперь упражнение.

Упражнение 12

Номер телефона для запоминания: 307 51 28. В течение нескольких секунд посмотрите на первые три цифры. Затем закройте глаза и постарайтесь мысленно увидеть эти три цифры. Далее максимально внимательно посмотрите на следующие две цифры, вновь закройте глаза и просмотрите своим внутренним взором эти цифры. И в заключение последние две цифры – сначала запомните визуально, а потом уже с закрытыми глазами.

Второй вариант для запоминания цифр связан с какими-то хорошо знакомыми вам датами, например дни рождения, номерами автобусов, которые ездят по вашей улице, номером вашего дома и т. д. Давайте возьмём любой номер телефона, чтобы на примере я мог объяснить вам эту технику. Допустим, следующий номер телефона: 1526439.

ПОДРОБНОСТИ:   Корь у детей: симптомы, лечение профилактика и фото

Вы прекрасно знаете и помните, что ваша сестра родилась 15 апреля. Апрель можете забыть, а вот число 15 оставьте, потому что это первые цифры телефона, который необходимо запомнить. Следующие две цифры 26 запомнить очень просто, потому что по вашей улице ходит автобус под № 26. Цифру 43 даже и запоминать не надо, потому что вашей маме 43 года.

И наконец, последняя цифра 9, это номер дома вашего друга, к которому вы ходите почти каждый день. Итак, что у нас получилось. Как видите, вам даже не надо запоминать эти цифры, а только вспомнить в правильной последовательности четыре даты, а именно: день рождения вашей сестры, номер автобуса, который ходит по вашей улице, сколько лет маме и номер дома, где живёт друг.

Определение памяти и её сущность

Память – это познавательная способность накопления, сохранения и воспроизведения навыков, действий, знаний, слов и прочей информации.

Комплексное развитие памяти у детей – процесс, волнующий и педагогов, и психологов. К определению степени условно-рефлекторных связей малыша родители с должной серьезностью начинают подходить на 2-3 году его жизни – когда ребенок пытается заучивать несложные фразы и стишки. Между тем, естественное развитие памяти у детей начинается с появлением ранних условных рефлексов – с 14-16 дней, когда в процессе кормления, при взятии на руки малыш демонстрирует определенные пищевые реакции:

  • тактильные действия;
  • шатания головой;
  • раскрывание ротика и т.д.

Если в латентном возрасте для формирования узнаваемости ребенку достаточно пары дней, в 2-3 года опыт узнавания (а, следовательно, и запоминания) требует нескольких недель, и уже к 6-7 годам этот период составляет не менее трех лет. Поэтому развитие памяти у детей происходит в строгой последовательности — с обязательным использованием имеющейся опытной базы.

Учите с ребёнком стихи и песни

Чтение развивает воображение, внимание и память. Если хотите, чтобы все три пункта помогали ребёнку в учёбе, постарайтесь привить ему интерес к книгам. Даже пять страниц в день из любимого произведения станут хорошей умственной тренировкой.

Школьной программой предусмотрены задания, в которых необходимо выучить стихотворение или отрывок наизусть. Но их задают не так часто, поэтому эффект от подобной тренировки не так ощутим. Заведите привычку учить с ребёнком по одному стихотворению или песне в неделю, без напряжения и с учётом его школьной нагрузки.

Чтобы ребёнок лучше запоминал информацию, научите его приёмам мнемотехники. Благодаря ассоциациям можно превращать идеи, текст школьного учебника в запоминающиеся образы. Так, буква Д запомнится первокласснику, потому что она похожа на домик. А строение крови восьмикласснику легче понять, если представить плазму — рекой, по которой плывут полицейские катера лимфоцитов, грузовые корабли эритроцитов и буксиры тромбоцитов.

Для запоминания информации её можно рифмовать («Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам») или придумывать истории с набором слов, которые никак между собой не связаны. Научите ребёнка таким хитростям, и ему станет намного проще учиться.

Методов развития памяти у детей очень много. Один из самых популярных – метод Цицерона. Его суть состоит в том, что запоминаемые объекты находятся в знакомом помещении. И ребенку достаточно вспомнить это помещение, чтобы образ нужного предмета сразу возник у него в голове.

Пользуясь компьютером или смартфоном, мы нет-нет, да и пролистаем ленту новостей, прочитаем статью с цепляющим заголовком. Ребенок отдает свое время ознакомлению с ненужной информацией, а значит, его внимание постоянно переключается с действительно важных задач на развлечения.

Важно понимать, что умение сосредоточиться на решении конкретной задачи, не отвлекаясь на посторонние занятия, является очень важной способностью, которая пригодится в подготовке к выпускным экзаменам, учебе в высшем учебном заведении, а также в карьерной деятельности. Залогом внимания к выполнению любой работы является интерес к ней.

При просмотре интересного фильма или игре в компьютер человек очень увлечен, у него не возникает желания переключиться на что-то другое. Так происходит из-за того, что наш мозг легче усваивает информацию в форме видео. Нашему сознанию нет необходимости напрягаться, как при чтении книг или решении математических задач: мы видим картинку, слышим звуковой ряд, остается только вникнуть в суть повествования.

С запоминанием информации на уроках дела обстоят сложнее: большинство учебных пособий распространяется в форме книг или электронных документов. Ученику необходимо долго концентрироваться на работе, сохранять свое внимание, чтобы усвоить новые знания. Детям с хорошей зрительной памятью это удается легче.

ПОДРОБНОСТИ:   Прорезывание зубов у детей: сроки, порядок, симптомы

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно – через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы – это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста.

В аналогичных дозах – 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки – применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма – 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки.

Как улучшить память подростку – полезные советы

«Биотредин». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп – «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение – растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт.

«HeadBooster». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster.

Перед началом игры установите правила:- нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный;- нельзя один и тот же цвет называть дважды.

А теперь задавайте вопросы: «Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника?» Возможные варианты ответов: «Голубого; как газон; желтого; как сердце».

Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.

Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.

Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.

Прилетели птицы:Голуби, синицы,Аисты, вороны,Галки, макароны.

Прилетели птицы:Голуби, синицы,лебеди, куницы,Галки и стрижи,Чайки и моржи.

Научите школьника осмыслять информацию

  1. Собирание паззлов и мозаик.
  2. Поиск лишнего в перепутанных картинках (крокодил Гена с ушами Чебурашки).
  3. Снежный ком.
  4. Разукрашивание предметов в раскраске по памяти.
  5. Порядок в доме (складываем игрушки и книги там, где они находились раньше).
  6. Поиск отличия между картинками.
  7. Запоминание веселых стихов и частушек.

Надолго запоминается то, что интересно и понятно. А чтобы понять материал, его стоит осмыслить. Учите ребёнка вникать в содержание, а не сухо зазубривать текст. Сложно понять, как происходит фотосинтез? Найдите научный ролик, видеоурок, онлайн-лекцию, где объясняется это процесс. Попросите школьника не игнорировать примеры из учебников, потому что это наглядное объяснение темы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт про здоровье
Adblock detector