Реферат Содержательные характеристики основ здорового образа жизни

Тема 8 самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

В своем реферате я попытаюсь раскрыть основные положения здорового образа жизни, а также покажу значение физической культуры и физических упражнений в обеспечении здоровья человека.

Физическое воспитание и образование не дадут долговременных положительных результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самосовершенствованию. Самовоспитание интенсифицирует процесс физического воспитания, закрепляет, расширяет и совершенствует практические умения и навыки, приобретаемые в физическом воспитании.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Для самовоспитания нужна воля, хотя она сама формируется и закрепляется в работе, преодолении трудностей, стоящих на пути к цели. Оно может быть сопряжено с другими видами самовоспитания – нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим и др.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. В качестве мотивов могут выступать критика и самокритика, помогающие осознать собственные недостатки [15, с. 170].

Процесс физического самовоспитания включает три основных этапа. I этап связан с самопознанием собственной личности, выделением ее положительных психических и физических качеств, а также негативных проявлений, которые необходимо преодолеть. Эффект самопознания обусловлен требовательностью студента к себе.

К методам самопознания относятся самонаблюдение, самоанализ и самооценка. Самонаблюдение – универсальный метод самопознания, глубина и адекватность которого зависят от его целенаправленности и умения субъекта видеть, систематически наблюдать на основе выделенных критериев за качествами или свойствами личности.

Самоанализ требует рассмотрения совершенного действия, поступка, причин; вызвавших это (например, отказ от выполнения запланированного комплекса упражнений в режиме дня может быть вызван – дополнил тельной работой по выполнению учебных заданий, ухудшением самочувствия, отсутствием желания и т.д.); помогает выяснить истинную причину поступка и определить способ преодоления нежелательного поведения в следующий раз.

Действенность самоанализа обусловлена адекватностью самооценки как средства организации личностью своего поведения, деятельности, отношений с окружающими, отношения к успехам и неудачам, что влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е.

степенью трудности достижения целей, которые студент ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что студент начинает неправильносебя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Самооценка зависит от ее качества (адекватная, завышенная, заниженная).

Если она занижена, то способствует развитию неуверенности в собственных возможностях, ограничивает жизненные перспективы. Ее адекватность в значительной мере определяется наличием четких критериев поведения, действий, развития физических качеств, состояния организма и др. Первый этап завершается решением работать над собой [15, с. 170].

1. Включить в здоровый образ жизни и укрепить здоровье.

2. Активизировать познавав тельную и практическую физкультурно-спортивную деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

3. Сформировать нравственно-волевые качества личности.

4. Овладеть основами методики физического самовоспитания.

5. Улучшить физическое развитие и физическую подготовленность в соответствии с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Общая программа должна учитывать условия жизни, особенности самой личности, ее потребности. На основе программы формируется личный план физического самовоспитания [15, с. 171].

III этап физического самовоспитания связан непосредственно с его практическим осуществлением. Он базируется на использовании способов воздействия на самого себя с целью самоизменения. Методы самовоздействия, направленные на совершенствование личности, именуют методами самоуправления. К ним относятся самоприказ, самовнушение, самоубеждение, самоупражнение, самокритика, самоободрение, самообязательство, самоконтроль, самоотчет [15, с. 171].

Реферат Содержательные характеристики основ здорового образа жизни

Отчитываясь за свои действия, поступки, студент глубже осознает какие качества ему необходимо формировать в первую очередь, от каких недостатков избавиться, чтобы улучшить свою личность, какие вносить изменения в личный план работы над собой.

Таким образом, способность студента отмечать даже незначительные изменения в работе над собой имеет важное значение, так как подкрепляет его уверенность в своих силах, активизирует, содействует дальнейшему совершенствованию программы самовоспитания, реализации здорового образа жизни. Заключение  Итак, рассмотрев основные критерии здорового образа жизни, мы можем подвести некоторый итог нашим рассуждениям.

Ведение здорового образа жизни предполагает не хаотическое использование различных методик, но применение индивидуального, тщательно подобранного плана. План этот должен учитывать физиологические и психологические особенности конкретного человека, стремящегося улучшить свое состояние. Здоровый образ жизни не предполагает какую-то специальную физическую подготовку, его принципы рассчитаны на использование их обычным человеком с целью поддержания работоспособности и нормализации жизнедеятельности организма.

В понятие здорового образа жизни входит достаточная физическая активность, сбалансированное меню, соблюдение правил гигиены, отказ от излишеств любого рода и естественно, закаливающие процедуры.

Одним из важнейших факторов, составляющих понятие здорового образа жизни, является плодотворная работа. Без труда невозможно само существование человека. Именно посредством труда человек обменивается энергией и информацией с окружающей средой. Благодаря работе человек чувствует себя ценным и полноценным членом общества.

ПОДРОБНОСТИ:   Ольга картункова похудела до и после пусть говорят смотреть онлайн

Работа должна быть любимой. На такой работе человек чувствует себя замечательно, отдача у него полная. А значит, он реализует все свои потенциалы. Для гармоничного развития в человеке все должно быть сбалансировано: и физическое развитие, и интеллектуальный потенциал. Среди долгожителей совсем нет людей, которые бы не работали. Как правило, это сельские жители, для которых труд – это просто жизнь. Обязательно следует правильно организовать свое рабочее место.

Если Вы решили составить график своего дня, то очень четко распределите время для отдыха и время для работы. Они должно обязательно чередоваться. Занятия физической культурой положительно влияют не только на состоянии Вашего здоровья, но и на состоянии Вашей психики и нервной системы. Если же Ваша работа связана с физическим трудом, тогда отдыхать нужно пассивно. То есть в жизни все должно быть уравновешено.

Невозможен здоровый образ жизни без хорошего сна. Сон регулирует работу нервной системы. Во время сна мы отдыхаем. Для того чтобы не знать слова бессонница, весь вечерний распорядок должен готовить Вас к отходу ко сну. В хорошо проветриваемом помещении спится лучше.

Закаливание организма поможет Вам предотвратить различные заболевания, сохранить молодость, еще много лет трудиться и получать удовольствие от жизни. Если Вы будете закаливаться, то Вам гарантировано избавление от сезонных насморков и простудных явлений. Закаливание положительно влияет не только на работу тела, но и на работу нервной системы, на железы внутренней секреции. Вы с удивлением заметите, что не просто стали меньше болеть, а стали болеть в два, а то и четыре раза реже.

Запомните, что Вы получили от природы ценный дар – свое здоровье. Ваша задача использовать все доступные методы для его сохранения и приумножения. Отнеситесь очень серьезно к этой задаче. Закаливание улучшает кровоток во внутренних органах, активизирует внутриклеточные процессы.

Люди, не уделяющие внимания своему физическому состоянию, часто болеют. Рано стареют. Организм у такого человека зашлакован, внутренние органы его жесткие, они плохо омываются кровью, сосуды стали похожи на пластиковые трубки.

Здоровый образ жизни является субъективно значимым, поэтому в сохранении и укреплении здоровья каждого человека необходима перестройка сознания, ломка старых представлений о здоровье, изменение стереотипов поведения, т.к. «Здоровый человек бывает, несчастен, но больной не может быть счастлив. Здоровье – это ценность, без которой жизнь не приносит удовлетворения и счастья».Список использованной литературы1.      Физическая культура студента: учебник  / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000. –  448 с.

2.      Холодов, Ж.К. Кузнецов,B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:  учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд.,исир.идоп. / Ж.К. Холодов, В.С.Кузнецов.  – М.: «Академия», 2003. – 450 с.

Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

·             режим труда и отдыха;

·             организацию сна;

·             организацию режима питания;

·             гигиену питания, питьевого режима, уход за кожей;

·             организацию двигательной активности;

·             выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

·             профилактику вредных привычек;

·             психофизическую регуляцию организма.

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем. Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебном труде, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями.

При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается, взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому; и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Режим дня – нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Каким образом можно разработать научно обоснованный режим дня? Сначала необходимо проанализировать затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствии с приведенными гигиенически допустимыми нормами. В соответствии с ними суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 ч учебных занятий (6 ч аудиторных и 4-6 ч самостоятельных) и 12 ч, отведенный на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт).

ПОДРОБНОСТИ:   Формирование здорового образа жизни у школьников курсовая

Воскресные дни содержат 12 ч резервных (вместо времени, затрачиваемого на учебную деятельность). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, установить постоянную последовательность и правильное чередование труда и отдыха, общий распорядок дня в зависимости от сменности и учебного расписания.

Для того чтобы понять, что такое ЗОЖ, давайте более подробно остановимся на каждой из его составляющих:

  1. Система правильного питания. Под системой правильного питания подразумевается отказ от любой пищи, которая представляет вред для нашего организма. Здесь имеются в виду любые продукты, содержащие вредные химические добавки, газированные напитки, жареная пища, любые специи и соль, жирные молочные продукты. Употребляйте больше овощей и фруктов, всевозможных каш на основе злаковых. Определите для себя время каждого приёма пищи в течение всего дня и исключите поздние ужины, а кроме всего минимизируйте свои порции. Старайтесь давать регулярный отдых своей пищеварительной системе. Желательно отказаться и от употребления плоти животных. Наиболее рациональную программу питания предлагает нам вегетарианство. Поскольку спутником в нелёгком процессе ведения здорового образа жизни мы выбрали учение йоги, мы должны следовать главному её принципу — ахимсе, или ненасилию. Таким образом, освободив свой желудок от мяса, мы очистим не только свой организм, но и свою кармическую энергию;
  2. Воздержание от алкоголя, курения, наркотических веществ. Здесь очень важно прийти к осознанию того, что эти пагубные пристрастия не только негативно воздействуют на нас как на тело физическое, но и подавляют в нас способность здраво мыслить — это как раз то, к чему призывает нас учение йоги. Как можно вести здоровый образ жизни, если наш разум одурманен и мы теряем способность контролировать не только свою жизнь, а своё поведение в отдельно взятых ситуациях?;
  3. Постоянные физические нагрузки. Если человек постоянно совершенствует своё тело, он совершенствует свой дух, свою волю и своё сознание, причём первична здесь именно духовная составляющая. Практика йоги — это, прежде всего, дисциплина, сила духа и умение добиваться поставленной цели. Только через непрерывный труд над собой, своим физическим телом, мы совершенствуемся внутренне;
  4. Принцип здорового сна и здорового бодрствования. Важно давать своему организму положенные на то часы сна, тогда и часы бодрствования будут наиболее продуктивными. При этом необходимо прислушаться к себе и понять, сколько часов сна требуется именно вам. Например, если ваш организм готов к пробуждению и началу нового дня в пять часов утра, не следует лежать в кровати до семи часов, пребывая в состоянии праздной лени и дожидаясь, пока прозвенит ваш будильник. Если вам на отдых требуется, скажем, всего шесть часов — это же прекрасно! Оставшиеся 1,5-2 часа до того как необходимо будет приступить к сборам на работу, вы можете посвятить медитациям и практике асан. Таким образом вы упорядочите свои мысли и распланируете грядущий день;
  5. Постоянное стремление к саморазвитию. Чем больше новой информации мы получаем, тем яснее становится осознание того, что мы ничего не знаем и впереди целая бездна нового. Это же касается и возможностей нашего тела. Работа над собой бесконечна, ею занимаются всю жизнь;
  6. Рационализация собственного времени. Как часто перед сном мы сетуем на то, что в течение дня нам совершенно не хватает времени. На самом деле, времени хватает на всё, необходимо просто научиться его рационально использовать и правильно расставлять для себя приоритеты. Не следует растрачивать своё время на то, что является второстепенным. Однако ставить на первый план собственные интересы — неправильно. В первую очередь необходимо заботиться об окружающих, и тогда ваша забота и участие в жизни других людей вернётся сторицей;
  7. Благочестивое поведение. Необходимо в любых ситуациях вести себя подобающим образом, не опускаться до ругани, ненависти и прочих губительных эмоций. Важно относиться к людям доброжелательно, с уважением, причём не только на работе, но и в общественных местах, театрах и так далее. Только подумайте, что, если вы начнёте вести себя так повсеместно: у себя дома, со своими детьми — они понесут пример таких отношений школу, в университет — таким образом, наше общество сделает ещё один шаг на пути к выздоровлению.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Вести здоровый образ жизни поначалу очень сложно, поскольку человеку присуще идти на поводу у своих желаний. Однако со временем, приучив себя к системе, человек уже не представляет себе иного образа жизни. Заручившись поддержкой опытного учителя йоги, вы научитесь идти от простого к сложному, постепенно осваивая каждую из составляющих ЗОЖ.

ПОДРОБНОСТИ:   Коклюш у детей - симптомы и лечение болезни

Как мы уже выяснили, ЗОЖ — это целая совокупность составляющих, основными из которых являются:

  • Здоровый рацион питания;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Соблюдение режима дня.

Примечательно, что эти составляющие являются общепризнанными, но не единственными. Это, так сказать, основа ЗОЖ, однако, если воспринимать эти основы как нечто должное, некую мучительную обязанность – ничего хорошего эта затея не принесёт.

Обратившись к практике йоги, вы, несомненно, научитесь воспринимать здоровый образ жизни как цель, к которой вам хочется (!) стремиться. Кроме всего прочего вы дополните уже существующие основы и весьма расширите их перечень на своё собственное усмотрение. Весьма интересен в этом смысле опыт групповых сеансов йоги, в ходе которых вы обменяетесь своими знаниями с другими практикующими и почерпнёте для себя много нового.

О здоровом образе жизни можно рассуждать бесконечно, при этом чем больше мы углубляемся в суть понятия, тем больше появляется важных дополнений. Однако, основываясь на вышесказанном, можно попробовать дать определение ЗОЖ.

Тема 8 самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Трудно переоценить
разноплановую деятельность кафедр
физического воспитания, труд ее
преподавателей и тренеров, в задачах
которых, помимо прочего, входит и подбор
спортивных нагрузок в зависимости от
состояния здоровья, физического
«недоразвития» и других недостатков
студентов-первокурсников, физически
неподготовленных в условиях современной
среднеобразовательной школы и перенесшие
стресс в период сдачи вступительных
экзаменов.

регулярные медицинские обследования
занимающихся физической культурой и
спортом; врачебно-педагогические
наблюдения за студентами во время
занятий и соревнований; медицинское
обеспечение физического воспитания
студентов в учебных группах;
санитарно-гигиенический контроль за
местами и условиями проведения занятий
и спортивных соревнований;

предупреждение
спортивного травматизма и заболеваемости;
медицинское обслуживание массовых
оздоровительных и спортивных мероприятий,
а также мероприятий , проводимых в
оздоровительно-спортивных лагерях, на
базах; санитарно-просветительная работа
и пропаганда физической культуры и
спорта. Все, имеющие отношение к занятиям
физической культурой и спортом, без
исключения проходят медицинские
обследования, результаты которых
являются основой для распределения
студентов по группам заболеваемости
(«А».

»Б», «В»), для занятий на специальном,
основном и подготовительном отделениях.
Первичные обследования проводятся до
начала занятий, повторные – для
занимающихся в зависимости от отделения;
студенты специального отделения – 2
раза в учебный год, основного –1 раз,
спортивного –1-2 раза, дополнительные
– после перенесенных травм, заболеваний,
длительных перерывов в обучении.

  1. Общий и спортивный
    опрос ( анамнез). Наружный осмотр.
    Антропометрические данные. Обследование
    нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной
    систем, органов брюшной полости.

  2. Тестирование
    функциональными пробами с дозировкой
    физической нагрузки и исследованием
    ЧСС (пульсометрия), дыхания, давления
    крови (в покое, после физической нагрузки
    и реституции).

При необходимости
могут быть приглашены и другие специалисты.
Врачебно-педагогические наблюдения и
контроль осуществляются врачом по
физконтролю, тренером, преподавателем,
и проводятся в процессе учебно-тренировочных
занятий. Физкультурно-массовых
мероприятий, соревнований для выяснения
организации и условий проведения
занятий, использования методики, объёмов
и интенсивности нагрузки, соответствия
её уровням подготовленности студентов,
гигиенических требований к одежде и
обуви, выполнения мер по профилактике
травматизма.

Тема -9-Профессионально
– прикладная физическая подготовка (
ППФП) студентов.

Знать. личную и
социально-экономическую необходимость
специальной психофизической подготовки
человека к труду. Знать определения
понятия ППФП в системе физического
воспитания студентов. Уметь определять
конкретное содержание ППФП и знать
методику подбора средств ППФП студентов
в университете. Уметь осуществлять
контроль за эффективностью
профессионально-прикладной физической
подготовленности студентов.

Знать основные
факторы, определяющие ППФП будущего
специалиста данного профиля; дополнительные
факторы, оказывающие влияние на
содержание ППФП по избранной профессии;
основное содержание ППФП будущего
бакалавра и специалиста, прикладные
виды спорта и их элементы. Зачетные
требования и нормативы по ППФП по годам
обучения (семестрам) для студентов
факультета.

Знать основы
производственной физической культуры.
Особенности выбора форм, методов и
средств физической культуры и спорта
в рабочее и свободное время специалистов.
Профилактика профессиональных заболеваний
и травматизма средствами физической
культуры. Дополнительные средства
повышения общей и профессиональной
работоспособности.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Студент должен
знать: организм человека как единая
саморазвивающаяся и саморегулирующая
биологическая система, а также влияние
природных и социально-экологических
факторов на организм и жизнедеятельность
человека и их последствия.. Применять
рационально средства физической культуры
и спорта в управлении совершенствованием
функциональных возможностей организма
в целях обеспечения умственной и
физической деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт про здоровье
Adblock detector