Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

Биологические основы питания человека (основные законы питания)

Обеспечение
безопасности каждого человека в процессе
его жизнедеятельности и повышение
уровня его общей культуры в области
безопасности – одна из основных
составляющих индивидуальной системы
здорового образа жизни. Можно

утверждать, что
здоровый образ жизни – цельная, логически
взаимосвязанная система поведения
человека в процессе его жизнедеятельности,
которая способствует обеспечению его
личной безопасности и благополучия в
жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Во все времена
человека сопровождали опасности, он
был вынужден бороться за свое существование
с опасными факторами окружающей среды,
природными катаклизмами, болезнями,
эпидемиями и др.

Анализ причин
трагических последствий различных
опасных и чрезвычайных ситуаций
показывает, что более чем в 80% случаев
причиной гибели людей оказывается
«человеческий фактор». Трагедия
происходит чаще всего из-за незнания и
несоблюдения норм и правил безопасного
поведения, из-за пренебрежения правилами
личной гигиены и нормами здорового
образа жизни, из-за низкого уровня общей
культуры и элементарной безграмотности
в области безопасности.

Учет человеческого
фактора в процессе обеспечения
безопасности жизнедеятельности нельзя
сводить только к формированию у людей
простой совокупности знаний и умений.

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

Важно, чтобы
обеспечение безопасности жизнедеятельности
стало приоритетной целью и внутренней
потребностью человека, общества,
цивилизации. Этого можно достичь путем
развития нового мировоззрения, системы
идеалов и ценностей, норм и традиций
безопасного поведения, т.е. формирования
целой культуры безопасности
жизнедеятельности.

Становится ясно,
что высокие духовные и физические
качества человека теряют свою значимость,
если он не подготовлен к безопасной
жизнедеятельности в реальной окружающей
среде, не способен оценить уровень
опасности для жизни и здоровья в
конкретной опасной или чрезвычайной
ситуации, найти наиболее оптимальный
выход из создавшегося положения,
позволяющий ему снизить фактор риска
для жизни и здоровья.

Соблюдение норм
здорового образа жизни должно
способствовать воспитанию в каждом
человеке таких качеств, как ответственное
отношение к сохранению окружающей
природной среды, к личному здоровью,
которое представляет как индивидуальную,
так и общественную ценность.

Наше общество
начинает осознавать, что полностью
безопасной жизнедеятельность не бывает,
а развитие человечества и технический
прогресс требуют повышенной ответственности
каждого человека за свои поступки и
дела.

– осознанное
поведение в процессе повседневной
жизнедеятельности и в условиях различных
опасных и чрезвычайных ситуаций;

– способность
уметь с определенной степенью вероятности
предвидеть возникновение опасной или
чрезвычайной ситуации по внешним
признакам развития событий, по анализу
различной информации и по собственному
опыту;

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

– способность
правильно оценивать ход событий и, если
есть возможность, избегать опасных
ситуаций;

– способность
ответственно относиться к своему
поведению и не совершать умышленно
поступки, которые могут приводить к
возникновению опасной или чрезвычайной
ситуации;

– знания и умение
адекватно вести себя в различных опасных
и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить
фактор риска для жизни и здоровья;

– жизнедеятельность,
направленная на сохранение и укрепление
здоровья.

Приобретенные
знания, умения и навыки в области
безопасности становятся насущной
потребностью в жизни каждого человека,
общества и государства, потому что они
в конечном итоге формируют национальную
безопасность России в современном мире.

Существенный
фактор – подготовленность человека,
уровень знаний, умений и навыков. Глубина
и прочность усвоения способов и средств
защиты от опасных и чрезвычайных
ситуаций, развития умений и навыков
безопасного поведения в различных
условиях – основа снижения рисков
жизнедеятельности людей.

Немалую роль в
этом процессе играют индивидуально-психологические
особенности личности, служащие условием
успешного выполнения той или иной
продуктивной деятельности. Это
темперамент, характер (черты характера),
воля, эмоциональная сфера, способности
человека и др. Часть из них генетически
предопределена и слабо изменяется под
влиянием социальной среды, например
темперамент, тип высшей нервной
деятельности, характеристики процессов
восприятия, запоминания и др.

ПОДРОБНОСТИ:   Здоровое питание для иммунитета

Другие
формируются социальной средой и зависят
от степени достигнутого обществом,
человеческой цивилизацией исторического
развития, индивидуального и коллективного
социального опыта. Это черты характера,
воля, эмоциональный настрой,
морально-психологическая устойчивость,
физическое состояние человека, социальные
и индивидуальные стереотипы безопасного
поведения.

Факторы окружающей
среды при определенных условиях могут
быть факторами риска возникновения
заболеваний и травм.

Риск здоровью
также
определяется как ожидаемая частота
нежелательных эффектов, возникающих
от воздействия загрязнителей. Они могут
находиться в воздухе, воде, почве,
продуктах питания, строительных и
упаковочных материалах и др.

Медицинские
работники при исполнении своих
профессиональных обязанностей могут
подвергаться вредному воздействию
физических, химических, биологических
и психофизиологических факторов.

К неблагоприятным
физическим
факторам можно
отнести: механические, термические,
микроклиматические, радиационные,
акустические факторы, вибрацию,
воздействие аэрозолей, нарушения
естественного и искусственного освещения,
поражение электрическим током и др.

Окружающая среда
в медицинских учреждениях особенно
насыщена потенциально опасными
химическими
факторами, такими,
как дезинфицирующие средства, антибиотики,
витамины, гормоны, ферменты, белковые
препараты, средства для ингаляционного
наркоза, химические реактивы. Все они
при определенных условиях могут вызывать
у медицинского персонала различные
патологические состояния и приводить
к развитию профессиональных заболеваний
и поражений.

Потенциально
опасные биологические
факторы окружающей
медицинской среды – патогенные
микроорганизмы, переносчики возбудителей
инфекционных заболеваний,
микроорганизмы-продуценты, живые клетки
и споры, содержащиеся в бактериальных
препаратах.

Физические и
нервно-психические перегрузки относят
к психофизиологическим
факторам.

Во время
профессиональной деятельности медицинский
персонал может испытывать статические
и динамические нагрузки или гиподинамию,
умственное перенапряжение, перенапряжение
анализаторов (зрительного, слухового
и др.), монотонность труда, эмоциональные
перегрузки при общении с больными, их
родственниками и коллегами.

– плохое размещение
функциональных подразделений и кабинетов
в медицинских учреждениях;

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

– несовершенные
и неисправные оборудование и инструменты;

– нарушения
технологических процессов и режима
работы;

– отсутствие,
неисправность и несовершенство средств
защиты, повышенная индивидуальная
чувствительность персонала к тем или
иным факторам.

Факторы, угрожающие
жизни и здоровью медицинского персонала,
можно определить на примере труда
врачей-стоматологов.

• Физические
факторы –
высокочастотный шум, ультразвуковая
вибрация, ультрафиолетовое излучение
фотополимеризаторов, быстро меняющееся
искусственное освещение рабочей зоны,
пылевые аэрозоли.

• Химические
факторы –
токсичные вещества (ртуть, мышьяк,
дезинфицирующие средства) и аллергены
(антибиотики, про-каин, композитные
материалы, гипс, латекс).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

• Биологические
факторы –
контакт с инфекционными больными и
бактерионосителями (больными туберкулезом,
венерическими заболеваниями, гепатитом
B, инфицированными вирусом иммунодефицита
человека), микробными аэрозолями из
больных зубов.

• Психофизиологические
факторы –
статическое напряжение отдельных групп
мышц, стереотипные движения рук,
напряжение зрения, нервно-эмоциональное
напряжение.

У врачей-стоматологов
часто наблюдают поражения опорно-двигательного
аппарата – остеохондроз с искривлением
позвоночника, заболевания суставов,
мышц, периферических нервов (миозиты,
плекситы, полиневриты).

Более половины
стоматологов предъявляют жалобы
неврологического характера, на повышенную
утомляемость, раздражительность.

Распространены
среди врачей-стоматологов заболевания
желудочно-кишечного тракта (язвенная
болезнь желудка и двенадцатиперстной
кишки, гастриты, холециститы), кожные
заболевания (особенно аллергического
характера).

Есть существенные
различия в заболеваемости врачей
различных специальностей, например
стоматологов-хирургов и терапевтов. У
терапевтов и ортопедов после 3 лет работы
часто встречается профессиональная
односторонняя тугоухость, в то время
как у хирургов это заболевание не
наблюдается. Заболевание органа зрения
(миопия) в 3 раза чаще встречается у
ортопедов и терапевтов по сравнению с
хирургами.

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

1. Потребности человека в энергии и пищевых веществах зависят от возраста, пола и характера выполняемой работы. 2. Расход организмом энергии пищевых веществ должен уравновешиваться поступлением их с пищей. 3. Органические и минеральные вещества пищи должны быть сбалансированы между собой применительно к потребностям организма, то есть представлены в определенных соотношениях. 4.

Организм человека нуждается в поступлении ряда органических веществ в готовом виде (витамины, ряд аминокислот и полиненасыщенных жирных кислот), не имея возможности синтезировать их из других веществ пищи. 5. Сбалансированность пищи достигается за счет ее разнообразия, включения в рацион пищевых продуктов разных групп. 6.

ПОДРОБНОСТИ:   Снижение веса с чего начать и как делать это эффективно

6.2. Психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций

Во всех ЧС решающую
роль играет морально-психологическое
состояние человека. Оно определяет
готовность к осознанным, уверенным и
последовательным действиям в любых
критических моментах.

– стресс-факторы
витального уровня (жизненной угрозы),
приобретающие подавляющий характер;

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

– чрезмерное
физическое и психическое напряжение
при дефиците времени, информации, воды
и пищи, нарушениях режима сна и отдыха;

– негативное
воздействие климата, местности, перепадов
температур, барометрического давления,
нарушений привычных биоритмов и других
факторов.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

– мрачные
предчувствия, панические переживания,
представления о всеобщей катастрофе;

– повышение
внушаемости, склонность к аффективным
реакциям;

– скованность
(замедленность) движений, двигательная
заторможенность, оцепенение, ступор;

– кратковременные
потери восприятия команд, утрата
профессиональных навыков;

– физическое,
умственное и общее психическое утомление,
угнетение большинства жизненных функций;

– сонливость
или бессонница, вспышки раздражительности;

– изменение
окраски кожи, тремор, учащение дыхания,
пульса;

– нарушение
выразительности и разборчивости речи,
апатия.

Замечено, что
психические процессы человека во время
и после крупных ЧС проходят три выраженные
фазы развития реакций.

• Первые
минуты проявляются
реакцией оцепенения, растерянностью,
скованностью, бесцельными движениями.

• Первые часы
характерны
порывами к осмысленным действиям,
налаживанием взаимодействия, спонтанным
участием в спасательных работах, обилием
эмоций, солидарностью в преодолении
препятствий.

• Первые дни:
у значительной
части (иногда до 50% и более) пострадавших
наступает ощущение беспокойства,
уменьшается уверенность в завтрашнем
дне, появляется психологическое утомление
и ухудшение настроения, преобладает
пассивность и апатия, возрождаются
прежние неприязненные отношения,
подозрения в несправедливости и обмане.

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

Опыт ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС
свидетельствует о том, что в возникновении
нервно-психических нарушений ведущая
роль принадлежит не столько самой ЧС,
сколько тому, как личность воспринимает,
переживает и интерпретирует данное
событие. Любая ситуация как многофакторное
явление может стать в психологическом
плане чрезвычайной, если она воспринимается,
переживается и интерпретируется как
личностно сверхзначимая, а прохождение
через нее превышает индивидуальные
компенсаторные ресурсы человека.

У одних психологически
неподготовленных людей появляются
чувство страха и стремление убежать из
опасного места, у других – психологический
шок, сопровождаемый оцепенением мышц.
В этот момент нарушается процесс
нормального мышления, ослабевает или
полностью теряется контроль сознания
над чувствами и волей. Нервные процессы
(возбуждение или торможение) проявляются
по-разному.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Малейшая растерянность
и проявление страха, особенно в самом
начале аварии или катастрофы, в момент
развития стихийного бедствия могут
привести к тяжелым, порой непоправимым
последствиям. Прежде всего это касается
должностных лиц, которые обязаны
немедленно принимать меры, мобилизующие
население, показывая при этом личную
дисциплинированность и выдержку. Именно
неверие в свои силы, в силы и возможности
коллектива парализует волю и стремление
к правильным действиям.

Рациональное или сбалансированное питание

Это процесс поступления в организм и усвоение им веществ, необходимых для покрытия энергетических и пластических затрат, построения и обновления тканей и регуляции функций. Различают эндогенное питание за счет запасов питательных веществ в организме и экзогенное – за счет питательных веществ, поступающих из внешней среды.

У современного человека значительно ослаблен инстинкт к эндогенному питанию в ущерб своему организму. Недостатки в организации питания особенно негативно отражаются на детях, что проявляется задержкой их роста, физического и психического их развития, снижением устойчивости организма к различным заболеваниям.

Так, избыточное питание способствует развитию таких болезней, как ожирение, атеросклероз, сахарный диабет (ссылки на болезни) и др. Рациональное питание – это и своевременное снабжение организма пищей, содержащей жизненно важные для него питательные вещества в оптимальных количествах, с учетом характера труда человека и его индивидуальных особенностей: возраста, пола, роста, веса и т. п.

8.2. Определение и перечень мероприятий первой помощи

Первая помощь –
комплекс неотложных, простейших
мероприятий, направленных на восстановление
или сохранение жизни и здоровья
пострадавшего, выполняемых на месте
поражения преимущественно в порядке
само- и взаимопомощи, а также участниками
аварийно-спасательных формирований с
использованием табельных и подручных
средств.

ПОДРОБНОСТИ:   Маски для лица с маслом черного тмина

Перечень состояний
и мероприятий по оказанию первой помощи
утвержден приказом Минздравсоцразвития
РФ от 04 мая 2012 года № 477н (ред. от 07.11.2012)
«Об утверждении перечня состояний, при
которых оказывается первая помощь, и
перечня мероприятий по оказанию первой
помощи».

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

Перечень состояний

1. Отсутствие
сознания.

2. Остановка
дыхания и кровообращения.

3. Наружные
кровотечения.

4. Инородные
тела верхних дыхательных путей.

5. Травмы различных
областей тела.

6. Ожоги, эффекты
воздействия высоких температур, теплового
излучения.

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

7. Отморожение
и другие эффекты воздействия низких
температур.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

8. Отравления.

– определение
угрожающих факторов для собственной
жизни и здоровья;

– определение
угрожающих факторов для жизни и здоровья
пострадавшего;

– устранение
угрожающих факторов для жизни и здоровья;

– прекращение
действия повреждающих факторов на
пострадавшего;

– оценка количества
пострадавших;

– извлечение
пострадавшего из транспортного средства
или других труднодоступных мест;

– перемещение
пострадавшего.

2. Вызов скорой
медицинской помощи, других специальных
служб, сотрудники которых обязаны
оказывать первую помощь в соответствии
с федеральным законом или со специальным
правилом.

3. Определение
наличия сознания у пострадавшего.

– запрокидывание
головы с подъемом подбородка;

– выдвижение
нижней челюсти;

– определение
наличия дыхания с помощью слуха, зрения
и осязания;

– определение
наличия кровообращения, проверка пульса
на магистральных артериях.

– давление руками
на грудину пострадавшего;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

– искусственное
дыхание «изо рта в рот»;

– искусственное
дыхание «изо рта в нос»;

– искусственное
дыхание с использованием устройства
для искусственного дыхания.

– придание
устойчивого бокового положения;

– выдвижение
нижней челюсти.

– обзорный осмотр
пострадавшего на наличие кровотечений;

– пальцевое
прижатие артерии;

– наложение
жгута;

– максимальное
сгибание конечности в суставе;

– прямое давление
на рану;

– наложение
давящей повязки.

– проведение
осмотра головы;

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

– проведение
осмотра шеи;

– проведение
осмотра груди;

– проведение
осмотра спины;

– проведение
осмотра живота и таза;

– проведение
осмотра конечностей;

– наложение
повязок при травмах различных областей
тела, в том числе окклюзионной
(герметизирующей) при ранении грудной
клетки;

– проведение
иммобилизации (с помощью подручных
средств, аутоиммобилизация, с использованием
изделий медицинского назначения);

– фиксация
шейного отдела позвоночника (вручную,
подручными средствами, с использованием
изделий медицинского назначения);

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

– прекращение
воздействия опасных химических веществ
на пострадавшего (промывание желудка
путем приема воды и вызывания рвоты,
удаление с поврежденной поверхности и
промывание поврежденной поверхности
проточной водой);

– местное
охлаждение при травмах, термических
ожогах и иных воздействиях высоких
температур или теплового излучения;

– термоизоляция
при отморожениях и других эффектах
воздействия низких температур.

9. Придание
пострадавшему оптимального положения
тела.

10. Контроль
состояния пострадавшего (сознание,
дыхание, кровообращение) и оказание
психологической поддержки.

11. Передача
пострадавшего бригаде скорой медицинской
помощи, другим специальным службам,
сотрудники которых обязаны оказывать
первую помощь в соответствии с федеральным
законом или со специальным правилом.

Одним из важнейших
условий оказания первой помощи
пострадавшему
является ее срочность: чем быстрее она
оказана, тем больше надежды на благоприятный
исход. Поэтому такую помощь своевременно
может и должен оказать тот, кто находится
рядом с пострадавшим.

– основные
признаки нарушения жизненно важных
функций организма человека;

Реферат: Здоровый образ жизни и его составляющие

– общие принципы,
правила и приемы оказания первой помощи
применительно к характеру повреждения;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

– основные
способы переноски и эвакуации пострадавших.

– сознание:
ясное, отсутствует или нарушено;

– дыхание:
нормальное, отсутствует или нарушено;

– пульс на сонных
артериях: определяется (ритм правильный
или неправильный) или не определяется;

– зрачки: узкие
или широкие.

https://www.youtube.com/watch?v=https:www.googleadservices.compageadaclk

При определенных
знаниях и навыках оказывающий первую
помощь способен быстро оценить состояние
пострадавшего и решить, в каком объеме
и порядке следует оказывать ему помощь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт про здоровье
Adblock detector