Как правильно расставить продукты в магазине

Что такое планограмма в мерчендайзинге?

Планограмма — схема выкладки товара на стеллажах и витринах торговых точек, которая составляется на основе анализа требований поставщика товара, возможностей ритейлера и поведения покупателей. Выполняется вручную или с помощью компьютерных программ в виде изображений, чертежей, фотографий. Цель — управление восприятием и поведением потенциальных покупателей. Это один из эффективных инструментов мерчендайзинга и управления продажами в торговом зале.

Виды технологической планировки торгового зала

Абсолютно в каждом магазине, будь то магазин в соседнем подъезде, минимаркет через дорогу или павильон в крупном торговом центре существуют торговые и неторговые площади.

Их совокупность составляет общую площадь магазина, поскольку просто нереально, чтобы все 100% квадратных метров, занимаемых магазином, были только торговыми. Где в таком случае придется размещаться самому продавцу и хранить запасы товаров? 

Торговая площадь магазина – это то место, где непосредственно выставлены товары и осуществляются продажи (это в большинстве случаев и называют «магазином»).

К неторговым площадям относятся все те квадратные метры, которые скрыты от посторонних глаз (складские площади, санитарные, бытовые или технологические помещения). 

В противном случае, это подтверждает нерациональность использования площади магазина и некомпетентность продавца. Особенно сильно грешат этим продавцы мелких торговых точек (магазин «У дома», павильон в торговом зале, сельский магазин смешанных товаров). 

В качестве примера можно привести магазин смешанных товаров, который расположен в сельской местности. Каждый продавец старается использовать торговую площадь максимально выгодно и порой забывает о том, что покупателю еще надо каким-то образом в нем перемещаться. 

Поэтому здесь весьма типична ситуация, когда в крохотном помещении магазина товар буквально везде: на полу, полках, витринах, крючках, а покупатель хоть и видит весь ассортимент «лицом», но порой испытывает некий дискомфорт и неудобство, запинаясь о расположенные на полу товары. 

Существует 4 основных вида планировки торгового помещения с точки зрения технологического размещения. Плюс еще один – смешанный, который характеризуется сочетанием двух и более типов планировки. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Как правильно расставить продукты в магазине

Цифрами 1,2,3,4 обозначены кассы магазина, но это для минимаркетов или супермаркетов. Если же эту планировку использовать в магазине с узкой специализаций или с небольшим ассортиментом, то достаточно будет и одной стойки с кассой. 

ПОДРОБНОСТИ:   Как пить яблочный уксус для похудения без вреда для организма

Такая планировка очень хорошо подойдет для магазинов игрушек, для минимаркетов со смешанным типом товаров, для магазинов обуви и одежды, а также для книжного и канцелярского магазина.

Попробуйте программу для учета товаров от Бизнес.Ру, которая помогает формировать ассортимент, определяя самые популярные и прибыльные товары. Подсчитывайте средний срок продаваемости продукции и планируйте закупки, чтобы покрыть покупательский спрос.Попробуйте программу для учета товаров от Бизнес.

Такая планировка торгового зала предполагает наличие отдельных павильонов (боксов) внутри большого торгового зала. По принципу такой планировки сконструировано большинство российских и зарубежных торговых комплексов, универсамов и рынков. 

По сути, при этом виде планировки, каждый из павильонов может быть отдельным юридическим лицом или ИП, в которых предлагается различный ассортимент товаров. 

Покупателю, по большому счету, не важно, кому принадлежат все павильоны, один ли у них хозяин. Его в данном магазине будет интересовать только полнота ассортимента и разнообразие торговых рядов. 

Например, в одном торговом комплексе можно встретить магазин швейной фурнитуры, соседствующий с магазином бытовой техники или павильоном с кормами для животных.

Характерна для небольших магазинов и для магазинов с узкой специализацией. В данном случае, расстановка торгового оборудования и его размещение в зале происходит без каких-либо особых требований. 

Продавец размещает торговое оборудование исходя из собственных предпочтений или исходя из технических и архитектурных особенностей своего магазина. 

Как правильно расставить продукты в магазине

Это связано с тем, что в таких магазинах чаще всего товары находятся в закрытом доступе, а маленькая площадь не позволяет размещать стеклянные запирающиеся витрины по линейному принципу. 

Если взять в качестве примера совсем простой вариант, то во многих подобных магазинах весь товар находится за прилавком или на полках за спиной продавца. В торговом зале могут находиться разве что холодильники с заморозкой или напитками. 

Пожалуй, самая привлекательная для покупателей. Данная планировка очень точно воздействует на эмоции и чувства покупателей, визуализируя их представления о приобретаемой вещи.

Все товары размещены на специальных подставках, возвышенностях, манекенах. Они представлены в натуральную величину, в собранном виде, аксессуары подобраны в наилучшем сочетании. 

ПОДРОБНОСТИ:   Что нельзя есть при подагре и что можно: список продуктов и таблица

Преимущество данного вида планировки состоит в том, что ее можно использовать в любом по площади магазине. Размер торгового зала будет влиять только на количество выставленных образцов. 

Например, в небольшом шоу-руме можно выставить несколько манекенов, одетых в самые красивые и яркие платья последних коллекций. 

В то же время в магазине со строительными товарами, имеющем большую площадь, можно поместить большее количество образцов: культиватор, бетономешалку, строительный пылесос, бензопилу и пр.

Попробуйте товароучетную программу Бизнес.Ру, которая рассчитывает остатки товаров в режиме реального времени и позволяет магазину не упускать выгоду. Продавец, видя в программе остатки, сможет найти запрашиваемую покупателем продукцию, даже если ее не оказалось на привычном месте.Попробуйте программу для учета товаров Бизнес.Ру бесплатно {amp}gt;{amp}gt;

Как правильно расставить продукты в магазине

Обычно включает в себя сочетание боксовой и линейной планировок. Также характерна для крупных магазинов со смешанным режимом торговли (самообслуживание и торговля через прилавок). 

К примеру, супермаркет сети «Командор» в своих магазинах сдает помещение сети пекарен, расчет в которых производится через прилавок, в то время как основная масса товаров супермаркета (рыба, мясо, молочные изделия, полуфабрикаты и пр.) оплачивается на одной общей кассе. 

Пекарня расположена в правом углу, расчет проводится там же на месте, остальные продукты приобретаются самостоятельно, оплата происходит на одной из двух касс.

Цели и инструменты привлечения покупателей

Внутри торговой точки визуальный мерчандайзинг управляет потоком посетителей, ведет их в нужном направлении, пробуждая интерес к определенным наименованиям ассортимента, побуждает покупать товары. Когда посетители магазина говорят, что он удобный, в нем приятно делать покупки, нужные товары легко найти, пояснительные надписи легко читаются, дают максимум информации — в этом магазине хорошо работает визуальный мерчандайзинг. Его цели:

  • Привлечь внимание;
  • Удержать заинтересованность;
  • Сформировать интерес к определенным позициям;
  • Спровоцировать покупку.
ПОДРОБНОСТИ:   Как сделать скулы на лице в домашних условиях: 5 техник

Выполнить поставленные задачи можно, представив посетителям товар в простой, доступной форме. Если брать за пример магазины одежды, то усилия специалистов направлены на то, чтобы потенциальный покупатель зашел в магазин, смог в нем быстро освоиться, самостоятельно выбрать модель, подобрать нужный размер.

Визуальный мерчандайзинг действует по определенным законам, создавая необходимую атмосферу, используя набор инструментов:

  • грамотная планировка пространства торгового зала;
  • разграничение товарных групп;
  • торговое оборудование разных типов;
  • оформление интерьера;
  • подбор освещения;
  • дизайн витрины;
  • удобная, привлекательная выкладка товаров;
  • манекены;
  • POS-материалы;
  • запахи;
  • звуки.

Схема перемещения посетителей по залу магазина

Работа специалиста, занимающегося оптимизацией торгового процесса, сродни работе дизайнера, художника-оформителя. Он создает композицию, включающую свет, звук, запах, тактильные ощущения.

Его задача — расставить акценты на модели, марке, группе товаров, которые необходимо продать. Профессионал способен на 15-20% увеличить выручку магазина, грамотно привлекая посетителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт про здоровье
Adblock detector