Валеология как наука о здоровом образе жизни

Науки о здоровье человека

Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.

Относительно молодые науки о здоровье:

  • гигиена;
  • валеология;
  • космическая медицина;
  • сексология.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:

  • медицина;
  • философия;
  • социология;
  • биология;
  • психология;
  • культурология.
    валеология это наука о

Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология — это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.

Предмет и объект изучения

Что изучает наука валеология? Главным предметом и объектом ее изучения являются:

  • физические и генетические механизмы здоровья, заложенные в каждом организме;
  • человек комплексно, включая все составляющие его компоненты, оказывающие влияние на состояние любого вида и типа здоровья.

Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.

То есть сделать так, чтобы каждый человек сам осознал важность своего состояния и стремился сохранять его нормальное положение и укреплять и поддерживать естественные иммунозащитные свойства организма без применения лекарственных средств. Грубо говоря, осуществлять профилактику заболеваний, осознанную и целенаправленную.

Мы уже упоминали, что валеология — наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.

  1. Физическая культура и спорт.
  2. Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
  3. Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
  4. Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
  5. Экономика.
  6. Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
  7. История.
  8. Политология.
  9. Право.
    валеология как наука ее цели и содержание

Очевидно, что валеология — очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.

Цели этой науки

Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:

  1. Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).
  2. Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
  3. Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.

Данные цели автоматически влекут за собой решение следующих задач валеологии.

Контроль самостоятельной работы студентов

Технология
организации контроля самостоятельной
работы студентов включает тщательный
отбор средств контроля, определение
его этапов, разработку индивидуальных
форм контроля.

Оценка
успешности студента может вестись в
традиционной системе «отлично», «хорошо»,
«удовлетворительно», «неудовлетворительно»,
либо по рейтинговой системе, основываясь
на сумме набранных им в ходе самостоятельной
работы баллов, за все виды СРС, включая
итоговые аттестационные процедуры.

Использование
бально-рейтинговой оценки.

Использование
межсессионного контроля за качеством
учебной работы студента.

Тестирование.
Экзаменационные тесты позволяют оценить
уровень знания студентов в баллах.
Оцениваемые тесты могут использоваться
преподавателями как формы промежуточного
и итогового контроля.


выборочная проверка во время аудиторных
занятий;


составление аннотаций на прочитанный
материал;


составление схем, таблиц по прочитанному
материалу;


обзор литературы;


реферирование литературы, представление
рефератов;


подготовка конспекта;


включение вопросов на контрольных
работах, на зачете, экзамене.

Валеология как наука о здоровом образе жизни

Этапы
самостоятельной работы:

  1. Подбор
    рекомендуемой литературы.

  2. Знакомство
    с вопросами, по которым нужно
    законспектировать литературу.

  3. Составление
    схем и таблиц на основе изученной
    литературы.


учебно-методический комплекс;


дидактический материал;


электронный курс лекций, электронный
учебник;


сборники задач, тесты, контрольные
задания;


видеоматериалы, CD,
DVD.

Валеология как наука о здоровом образе жизни


интернет-ресурсы.

Задачи валеологии

Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи:

  • исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;
  • оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям;
  • стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей;
  • укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.

Если науке удастся решить все перечисленные задачи, то человечество перейдет на совершенно новый уровень в плане сохранения здоровья. Сократится число заболеваний любого плана и характера, повысится общенародный уровень мозговой и физической активности, сократится число патологий при рождении потомства, меньше станет инвалидов и неизлечимых больных.

Виды и формы организации самостоятельной работы студентов

Виды
самостоятельной работы

Руководство
преподавателю

1.
Конспектирование

Выборочная
проверка

2.
Реферирование литературы

Разработка
тем и проверка

3.
Выполнение заданий поискового характера

Разработка
заданий, создание поисковых ситуаций,
спецсеминар, составление картотеки.

4.
Аннотирование книг, статей

Образцы
аннотаций, проверка

5.
Углубленный анализ научно-методической
литературы

Собеседование
по проработанной литературе, составление
планов работы, разработка методики
получения информации

6.
Дополнение конспекта лекций
рекомендованной литературой

Предложение
составить свой план в заключении
лекции

7.
Участие в работе семинаров

Подготовка
выступлений на семинаре, рефератов,
проверка знаний

8.
Лабораторно- практические занятия: в
соответствии с инструкциями и
методическими указаниями

Составление
алгоритма действий, показателей уровня
достижения результата

9.
Научно-исследовательская работа при
выполнении курсовых и квалификационных
работ

Разработка
тематики курсовых и квалификационных
работ, консультирование

10.
Контрольная работа

Разработка
тематики контрольных работ, проверка
выполнения

11.
Выполнение заданий по сбору материалов
в процессе практики

Разработка
заданий, поверка отчетов по практике


обучающие мультимедиа системы;


программы  контроля и самоконтроля
знаний;


использование информационных технологий
в организации и проведении научных
исследований;

 —
 использование
информационных технологий для ведения
конференций;

       1)
архивное хранение больших объемов
информации;

       2)
относительно легкий доступ к источникам
информации и поиск необходимых данных;

       3)
передача информации, в т.ч., на большие,
а по сути — неограниченные — расстояния;

       4)
многократное повторение физического,
естественно-научного эксперимента или
фрагментов учебного материала, усвоение
которых вызывает наибольшие трудности
у обучающихся;

       5)
управление отображением на экране
монитора моделей вымышленных и реальных
объектов, явлений, процессов;

       6)
автоматизация процессов вычислительной
и информационно-поисковой деятельности
преподавателей и студентов.

Отличительной
чертой применения информационных
технологий в процессе обучения является
разнообразие форм представления
информации: тексты, таблицы, графики,
диаграммы, аудио- и видеофрагменты, а
также их сочетание. Такая мультимедийность
создает психологические условия,
способствующие лучшему восприятию и
запоминанию учебного материала с
включением подсознательных реакций
обучающихся.

Методы валеологии

Валеология — это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?

  1. Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
  2. Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель — в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
  3. Эксперимент (чаще всего педагогический). Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
  4. Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
  5. Математические методы. Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
  6. Комплексный анализ идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).

Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался «модой на здоровье». То есть теперь вести ЗОЖ — это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.

Где и когда изучается валеология?

Изучается валеология в основном в курсе (школьном) либо как студенческая дисциплина. Ведь понятно, что основы ЗОЖ следует закладывать именно в этих возрастах. В школьном курсе этот предмет чаще всего проходит в форме полуигровых, полупознавательных уроков под названием «Здравствуй, наука валеология!

При этом важно сделать так, чтобы занятия по валеологии носили не тяжелый вынужденный характер, а воспринимались как нечто легкое, увлекательное. Тогда дети будут с удовольствием впитывать все те знания, которые и хочет донести данная наука.

Для этого лучше выбирать нестандартные формы проведения уроков, а темы подбирать так, чтобы всегда была возможность практического исследования, небольшой лабораторной работы. Следует чаще устраивать викторины, загадки, соревнования, использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении занятий.

Со студентами все немного проще и серьезней. Это практически взрослые люди, многие из которых, к сожалению, уже подвергались или подвергаются действию антагонистов валеологии: курению, употреблению алкоголя, наркомании, ежедневному потреблению фаст-фуда, гиподинамии и так далее.

Поэтому здесь необходим целый серьезный курс, включающий в себя ряд теоретических и практических занятий, который будет охватывать все вопросы валеологии целиком и покажет ее значимость.

Лучше всего играть на контрасте и давать представление о разнице между теми, кто ведет ЗОЖ, и между теми, кто от этого отказывается, описывать преимущества такого образа жизни. Валеология — наука о здоровье человека, поэтому и следует дать понять учащимся, насколько оно важно, это самое здоровье и его своевременное сохранение.

Условия эффективности самостоятельной работы студентов


обоснование сочетания объемов аудиторной
и самостоятельной работы;


методически правильная организация
работы студента в аудитории и вне ее;


обеспечение студента необходимыми
методическими материалами с целью
превращения процесса самостоятельной
работы в процесс творческий;


использование методов активного
обучения;


контроль за организацией и ходом СРС и
мер, поощряющих студента за ее качественное
выполнение;


обеспечение планами практических и
лабораторных занятий, методическими
разработками тем для самостоятельного
изучения, списками специальной литературы.

Роль данной науки в школе

Еще со школьной скамьи очень важно дать понять ребенку, насколько важно быть здоровым. Ведь у детей несколько иные ценности, и они начинают понимать всю значимость здоровья только после того, как чем-нибудь заболеют. Поэтому нужно стараться объяснить им, что валеология — наука о здоровье, о его сохранении, профилактике заболеваний и укреплении общего физического состояния людей.

Лучше всего дети поймут это, если ставить им в пример конкретные случаи жизни людей до того, как они задумались о ЗОЖ, и после того, как они стали активно его вести. Показать, каких наследственных заболеваний и человеческих трагедий можно избежать, если вовремя обратиться и прислушаться к своему организму.

Валеология как наука о здоровом образе жизни

Также важно научить детей самостоятельно составлять для себя грамотный и правильный с точки зрения ЗОЖ рацион питания, распорядок дня и не забывать уделять внимание физическим упражнениям.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

При правильной организации подобных занятий валеология обязательно наложит верный отпечаток на сознание детей. А это, в свою очередь, повлечет за собой только положительную динамику в их дальнейшем образе жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт про здоровье
Adblock detector